Среда, 24.04.2024, 10:47

Главная
Регистрация
Вход
  Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Разделы дневника
Байки от Ольги
Трёп от Берсерка

Наш опрос
В историческом фэнтези главное:
Всего ответов: 218

Главная » 2008 » Октябрь » 5 » Долой "Войну и имр?" (продолжение)
Долой "Войну и имр?" (продолжение)
17:29
Забавный взгляд на школьную программу. С удовольствием помещу целиком.
(продолжение)
__________________________________________________________
 
 
Святослав Логинов
О графах и графоманах или почему я не люблю Льва Толстого
 
 
 Для сравнения приведу научно-популярный рассказ для детей, который мне кажется образцом подобного рода литературы.  Текста под рукой нет, поэтому цитирую по памяти:
 
                                               Виталий БИАНКИ. ЛИС И МЫШОНОК
    
      -- Мышонок, Мышонок, почему у тебя нос грязный?
     -- Землю копал.
     -- Зачем землю копал?
     -- Норку делал.
     -- Для чего норку делал?
     -- От тебя, Лис, прятаться.
     -- Мышонок, Мышонок, ведь я тебя подстерегу.
     -- А у меня в норке спаленка.
     -- Кушать захочешь -- вылезешь.
     -- А у меня в норке кладовочка.
     -- Мышонок, Мышонок, я твою нору разрою!
     -- А я от тебя в отнорочек, да и был таков!
---------------------------------------------------------------
     Обратите  внимание,  рассказ  Виталия  Бианки  при  той же научно-популярной нагрузке впятеро короче нежели сочинение Льва Толстого.  Это  целостная  вещь  с лихо закрученной детективной интригой, пятилетний читатель следит за приключениями мышонка и даже  не замечает, что перед ним статья "О строении нор полевых грызунов". Так мастер обходится с сюжетом,  органично  соединяя несоединимое.
     Разламывающийся сюжет вообще характерен для Льва Толстого, хотя   в   детских   произведениях,   переполненных   отчаянной дидактикой,  он  особенно заметен (Вспомним, к примеру, рассказ "Пожарные собаки", который пришлось читать  в  первом  классе). Встречается  этот  грех  и в "сериозных" произведениях. Повесть "Хаджи Мурат" словно в наручники закована  в  пролог-эпилоговую раму,  где  автор  ударяется  в  воспоминания  при  виде цветка татарника, который не удалось включить в букет. Образ  колючего цветка действительно удачен, но то, как он подносится читателю, повергает  в  дрожь.   Прежде   всего   нам   сообщают   мораль произведения,   далее   следует   сама  история,  затем  мораль повторяется второй раз, для идиотов. А ведь можно было  вплести непокорную  колючку  в  ткань  повести  и создать по-настоящему художественное произведение... Только зачем это Льву Толстому? Для сельской местности сойдет и так.
     Катастрофическое  неумение  строить сюжет приводит к тому, что  мысль  автора  приходится   дополнительно   пояснять   (на современном   жаргоне   это  называется  "давать  объяснения  у газетного киоска").  Таким  образом  является  на  свет  кошмар школьников  -- последние полсотни страниц "Войны и мира" или то самое Послесловие к "Крейцеровой  сонате",  которое  здесь  уже цитировалось.   Подумать  только,  полутора  тысяч  страниц  не хватило графу, чтобы высказать свои мысли! Весь Платон  мог  бы уместиться  на  этих страницах! Шекспиру, чтобы создать громаду "Гамлета" потребовалась площадь в двадцать раз меньшая! Недаром Лев   Толстой  так  ненавидел  Шекспира;  умненькая,  поучающая бездарность всегда ненавидит гения,  способного  одной  строкой сделать то, для чего бездарности не хватит "томов премногих".
     С  моей стороны было бы опрометчиво, прочитав лишь десяток томов  из  бесконечного  девяностотомника,  делать   глобальные выводы  о толстовских сюжетах, но все же рискну заявить, что ни в одном  из  своих  произведений  Толстой  не  вышел  за  рамки линейного  повествовательного сюжета, и всякая толстовская вещь есть лишь иллюстрация к  очередной  авторской  мысли.  Особенно печально  в  этом  плане  выглядит  "Анна  Каренина".  Железные шарниры сюжета выпирают из-под  каждой  строчки:  семья  такая, семья  этакая, семья разэтакая... Восемьсот восемьдесят страниц иллюстраций к единственной мыслишке, высказанной  в  первом  же абзаце:  "Все  счастливые  семьи  похожи  друг на друга, каждая несчастливая  семья  несчастлива   по-своему".   К   тому   же, процитированная  максима  тоже  весьма  сомнительна. Достаточно вспомнить разные представления о счастье у Обломова и  Штольца, как  толстовская  мысль  опрокинется.  Конечно,  если  понимать счастье так: "Я в розовом чепце и  муж  --  приличный  блондин, сидим  и  отражаемся в никелированном чайнике", то Л.H. Толстой будет прав. Но  неужто  кто-то  поверит,  будто  счастье  столь примитивная штука?
     NB.   Отложил  работу  над  статьей,  раскрыл  Толстого  и прочитал  повесть  "Семейное  счастье".   Та   же   беспомощная скукопись,  те  же  фарисейские  поучения.  Счастье  понимается единственным возможным способом: "Я в розовом  чепце..."  Сюжет прям как топографическая линейка. И зачем Лев Николаевич бросил военную карьеру? говорят, он был  неплохим  топографом.  А  вот образчик  стиля:  "...подумала  я,  с счастливым напряжением во всех членах..."
     Впрочем,  бог  с ним, с сюжетом. Не будем слишком строги к Толстому; как умеет, так и пишет, в меру таланта.  Переходим  к следующему  пункту  программы:  образам  и  идеям  (по-моему, в литературе  одно  от  другого  неотделимо,  и  только  школьные учителя   умеют   изучать   их  по-раздельности).  Уж  здесь-то яснополянский  старец  должен  быть  в  своей  тарелке.  "Сейте разумное,  доброе,  вечное", -- по общему мнению сказано о нем. Итак, приступим.
     Наш   образцовый   рассказ   предоставляет   для   анализа единственный образ -- рассказчика. Образ этот оставляет  весьма тягостное  впечатление.   Сначала лирический герой разглядывает черепаху,  а  удовлетворив  любознательность,  бросает  ее  (Не швыряет,  а  именно с полным безразличием кидает живое существо на землю, не озаботившись мыслью, что тому может быть  больно). Потом  он  второй раз бросает черепаху, а в конце повествования поволяет зарыть ее в землю. Толстому в голову не приходит,  что раз  внутри,  под скорлупой, "что-то черное и живое", то к нему следовало бы отнестись побережней. Не знаю, может  ли  болотная черепаха   выбраться   из-под   земли,  но  читать  эти  строки мучительно. По аналогии  мне  вспоминается  эпизод  из  повести Горького "Детство".  Хоронят мать, и осиротевший Алеша смотрит, как возятся в могильной яме  случайно  попавшие  туда  лягушки. Потом,  когда могила уже зарыта, мальчик спрашивает у деда, что станет с лягушками. "Выберутся", -- безразлично  отвечает  тот. Какая   бездна  чувств  скрыта  в  этом  небольшом  отрывке,  и насколько бессмысленна сцена,  описанная  Толстым!  В  ней  нет ничего, кроме неосознанной жестокости.
     Лев  Николаевич в своих детских произведениях создал целую галерею образов, пробуждающих в читателе все самое дурное,  что может   быть  сокрыто  в  душе.  По  счастью,  дети  достаточно устойчивы  к  дурному   влиянию,   они   с   редким   упорством переделывают знаменитую сказку "Три медведя", позволяя медведям догнать юную мерзавку,  учинившую  разгром  в  медвежьем  доме. Далее   они   либо   перевоспитывают   ее,  заставляя  починить сломанное, либо просто поступают, как должен  поступать  всякий порядочный  медведь  с  хулиганствующими девицами. А содержание сказки  "Волк  и  мужик"  столь  мерзостно,  что  она  попросту исключена  из  круга  детского  чтения,  во всяком случае, я не видел  ни  одной  детской  книжки,  где  эта  сказка  была   бы напечатана. А ведь в ту пору Ушинским уже была написана "Слепая лошадь",  а  Погорельским  "Черная  курица",   Даль   занимался обработкой  народных  сказок,  Тургенев  написал  "Воробья", то есть, великому писателю было у кого поучиться.
     Особо  тягостное впечатление оставляет рассказ "Косточка", словно  в  насмешку  носящий  подзаголовок   "быль".   Довольно единственной  фразы:  "Перед  обедом  мать сочла сливы и видит, одной нет". Что же это за мелочная крохоборка,  пересчитывающая сливы!  Конечно,  если  это  самые  первые  в году, еще счетные сливы, то можно и не считая заметить пропажу  одной  штуки,  но неужели  у Толстого не хватило элементарного благоговения перед матерью, чтобы не выводить ее этаким  Плюшкиным  в  юбке?  Ведь достаточно было написать что-то вроде: "Мама сразу увидела, что одной сливы не хватает..." -- и все стало  бы  на  свои  места. Порок  в лице Вани был бы посрамлен, а образ матери не опошлен, ведь на то она и мама, чтобы все знать и все видеть.
     Напоследок    бегло    глянем   на   персонажей   взрослых произведений  классика.   Дело  привычное,  сочинения  на  тему "Образ князя Андрея" приходилось вымучивать еще в школе. Особое место в этом образе занимает "небо  над  Аустерлицем",  повидав которое  князь  Андрей  уже не мог жить как прежде, ибо высокое небо с ползущими облаками  постоянно  было  перед  его  взором. Однако,  противу  общего  мнения  небо не прибавило князю ни на гран  человечности,  а  лишь  каплю  презрения  к  человеческой суетливости;  даже  рождение сына и смерть маленькой княгини не выбивает его из состояния сплина. И дело не в том, что "плакать он не мог", а просто князь как и прежде остался типом полностью погруженным  в  себя,  просто  раньше   его   обуревали   мечты двенадцатилетнего  мальчика,  а  ныне  он погружен в созерцание неба и ожидание  "простого  счастья".  В  обоих  случаях,  если говорить  об  образах,  видим  нечто  примитивное  и прямое как офицерская шпага. Прежнему мальчику дали другую игрушку. А ведь русская литература сильна динамичными образами.
     Мне  кажется дело заключается в том, что Лев Толстой вовсе не является писателем реалистом. Он пишет не людей,  а  типажи, не  судьбы,  а схемы.  Выбрать наиболее типичное, освободить от мешающего,  с  презрением  отнестись  к  правде,  если  она  не согласуется  с  идеей,  насколько  мне  известно,  это  признак романтизма. Я не против романтиков, но полагаю, что автору надо быть  последовательным. Герои Виктора Гюго до конца верны себе, и Д'Артаньян Александра Дюма всегда остается  Д'Артаньяном,  за что  и  любИм  многими  поколениями  читателей.  А Лев Толстой, написав  сильфидоподобную  и   абсолютно   нежизненную   Наташу Ростову,  в  конце  романа  вспоминает,  что  в  реальной жизни девочки взрослеют и становятся матерями и хозяйками. И  вот  он начинает  ломать романтический образ, упихивая его в прокрустов сюжет,   и    успешно    справляется    с    задачей,    создав романтико-реалистического   уродца.  Наташе  Ростовой  подобные издевательства  безразличны,  она  никогда  не  была  живой,  а романтически   настроенные  читательницы  чувствуют  себя  так, словно это их насилует автор. Почитайте школьные  сочинения  на эту тему -- обнаружите много любопытного.
     Известно,  что  Николеньку Ростова Лев Николаевич писал со своего отца.  Но опять же, Толстой вовсе  не  старался  создать реальный  характер.  Когда подлинный Николенька начал входить в возраст, мать привела  ему  наложницу  --  крепостную  девушку, чтобы  мальчик,  не  дай бог, не занялся онанизмом, а нормально удовлетворял свои половые  потребности.  А  теперь  попытайтесь приложить   этот   фактик   к  розово-голубому  образу  Николая Ростова...
     Я  вовсе  не  пытаюсь  осуждать  Толстого  с  точки зрения натурализма,  Лев  Толстой  не  обязан  был  описывать   первую внебрачную  ночь  юного  барчука и несчастной девчонки, кинутой ему в постель. Но ведь реальный Николенька не был ни мерзавцем, ни  пресыщенным  развратником!  Он был обычным человеком своего времени. Согласовать несогласующееся, свести  противоположности в  единый  живой  образ  -- вот где задача литературы!  Однако, великого прозаика проза жизни не интересует.
     "Детство. Отрочество. Юность" стоят в толстовском наследии особняком.   В  свое  время  Гарин-Михайловский  после  лестных отзывов  критики  о  своей  повести "Детство Темы" заметил, что всякий грамотный человек может написать одну хорошую  книгу  -- книгу  о  собственном  детстве.  Для этого надо всего-лишь быть честным. Итак, что же  нам  сообщает  честный  Лев  Николаевич? Известно, что Толстой утверждал, будто помнит себя с годовалого возраста и, вероятно, более позднее детство он  должен  помнить не  просо  событийно,  но  донести  мысли, чувства, переживания маленького ребенка.  Однако,  стоит  открыть  автобиографичесую трилогию  и  мы  увидем  нечто  засушенное  до уровня гербария. Благовоспитанный   ребенок,   даже   наедине   с    собой    не осмеливающийся  быть  просто ребенком.  Добропорядочное веселье на   балу,   неестественно-взрослое   понимание   происходящего (особенно глава "Папа"). Даже сцена с Карлом Ивановичем кажется неестественной, в ней нет  души,  а  просто  взрослый  писатель вознамерился показать, как быстро меняется настоение маленького ребенка.  Ощущение  таково,  что  автор  ничего  не  помнит  из собственного  детства,  а просто перечитался Руссо. Не возьмусь судить, врал ли граф, основываясь на требованиях дидактики  или он  действительно с самого рождения был маленьким старичком, но в любом случае вывод получается  неутешительный:  ни  лжец,  ни старичок-моралист  не  способен  сказать  читателю  хоть что-то ценное. Недаром Даниил Хармс,  человек  удивительно  чуткий  ко всякой  фальши, именно о Льве Толстом написал свое язвительное: "Лев Толстой очень любил детей..."
     Официальные  критики  любят  прилагать  ко  Льву  Толстому определение: "гуманист". Однако,  каков  же  реальный  гуманизм первого толстовца? 

Вторая  русская  книга  для  чтения  открывается еще одной былью: "Девочка и грибы". В  этом  рассказе  маленькая  девочка попала под поезд, но осталась жива, поскольку поезд проехал над ней. Некогда четырехлетний автор этих строк оказался достаточно умен,  чтобы  посоветоваться с родителями, прежде чем повторить столь заманчивый эксперимент. Однако, не всем так  повезло  как мне,  кое  у кого поезд оказывался проворней родителей. И когда первые малолетние читатели погибли на рельсах, Лев  Толстой  не бросился  вслед  за  ними  под колеса, не покончил с собой иным способом, он даже не запретил перепечатывать  рассказ,  обрекая на гибель все новых и новых детей. " Мне отмщенье и аз воздам", -- годится для эпиграфа, но применять его  к  себе  Толстой  не желал.   Возможно, список толстовских жертв пополняется до сего дня. Как тут не вспомнить Достоевского и  его  фразу  о  единой слезе ребенка.
     Могут   возразить,   что  не  следует  смешивать  личность писателя и его книги. Тот же Достоевский вдрызг проигрывался  в карты   и  жил  на  содержании  у  жены.  Некрасов  и  Тургенев устраивали многолюдные выездные охоты с  десятками  загонщиков. Пушкин также...
     Все  это  верно.  И  все-таки случай с Толстым выпадает из ряда вон. Пепел Януша Корчака стучит в мое сердце. 

     Думаю,  что  мною  достаточно сказано о различных сторонах художественного творчества сиятельного  графа,  хотя  доводы  и примеры  можно  было бы наворачивать еще и еще. Несмоненно, мое выступление вызовет негативные отклики. Одно  лишь  объявленное
намерение написать критический отзыв о творчестве Л.H. Толстого уже породило замечания о "слоне и Моське", "собаке и караване". Пусть, я к этому готов. Я жду критики, но заранее предупреждаю, что отзывы типа: "Все равно Толстой -- великий писатель" или "А мне нравится" -- никому и ничего не доказывают. Борис Натанович Стругацкий, чьим учеником я имею честь себя  считать,  говорил: "Как  бы  плохо  вы ни написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся  читатели,  тысячи  читателей,   которые   сочтут   ее шедевром...   Как  бы  хорошо  вы  ни  написали  свою  повесть, обязательно найдутся читатели, и это  будут  тысячи  читателей, которые   сочтут   ее  чистым  барахлом".  Переиздайте  сегодня стихотворения графа Хвостова под каким-либо псевдонимом,  чтобы одиозное  имя  не  пугало людей, и найдутся тысячи читателей из самых интеллигентных кругов, которые будут искренне восхищаться "неизвестным поэтом конца XVIII века:
      Коль чужд тебе талант и скуден дар природный
      Расстанься с музою, твой будет труд бесплодный.
      От стихотворного отстань ты ремесла,
      Ползущих на Парнас не умножай числа!

     Жаль, что другой граф не читал этих строк.
     Куда  интереснее  было  бы  такое  мнение  защищающее Льва Толстого: "Да, фраза, выдранная из текста "Поликушки",  длинна, переполнена мусорными словами и грешит повторами. Да, сочетание "свое лицо" является тавтологией. Да, облокотить  лицо  нельзя, поскольку у лиц не бывет локтей, а если улечься подбородком (не лицом!) на локоть, то получится немыслимая  собачья  поза.  Все это верно, но и путанность фразы и все ляпы, и особенно собачья поза  являются  лучшей  характеристикой  Акулины,  именно  так, путанно  и  неосознанно  она  думает". Это был бы действительно довод, если бы при  этом  фразы  описывающие  барыню  оказались взбалмошны  и  экзальтированы,  приказчик описывался бы словами краткими, но изворотливыми, и так далее. Однако, этого нет, все персонажи,  от  барыни, до старика Дутлова описаны одним нудным стилем, пригодным лишь для Акулины. (Эх, пришлось-таки прочесть "Поликушку"!)
     И  еще  одно  мнение  нельзя сбросить со счетов. Что бы ни представляли собой творения Льва Толстого, к настоящему времени над  ними  образовался столь мощный пласт культурных наслоений, что у многих в высшей степени честных и  умных  людей  невольно возникнет ощущение, что посягнуть на Толстого, значит посягнуть на самое  культуру.  Слишком  долго  Лев  Толстой  незаслуженно считался  классиком  русской  литературы,  оттеснив  в  сторону истиных титанов: Гоголя, Чехова и Достоевского. Как  это  могло произойти? Думается, ответ заключается в следующем:
     Девятнадцатый   век   был  временем  писателей-романистов. Великая  английская  литература  в  этот  период   представлена творчеством Диккенса и Теккерея, великая французская литература могла гордиться именами Бальзака,  Виктора  Гюгю  и  Александра Дюма. А великая русская литература не могла похвастаться ничем. Не было у русских ни единого романа,  перевалившего  за  тысячу станиц.  И  вдруг  у  не  слишком  известного  литератора графа Толстого объявляется четырехтомная громадина,  в  полтора  раза превышающая самый толстый роман Диккенса или Дюма. Каковы бы ни были  ее  достоинства,  "Война  и   мир"   была   обречена   на восторженный прием, исключительно из патриотических чувств: мы, мол, не хуже гнилого запада. А тот факт, что  толстовский  опус прямо-таки  просится  для  школьного  разбора, особенно радовал наших доморощенных критиков.  Чахоточные властители дум  начала шестидесятых  уже  сошли  в  могилу,  и  господин  Страхов  мог беспрепятственно  заложить  основы   "понимания"   толстовского романа.  В  самом деле, подлинный анализ произведения трудное и неблагодарное дело, куда проще обозвать  Достоевского  "больным талантом",   а   Лескова  и  попросту  графоманом,  небрежно  и бездоказательно  пихнуть  Лейкина  с  его  выкормышем   Антошей Чехонте  (легковесны,  мол!),  а  затем приняться за сладостный образ князя Андрея. Ведь это  так  просто,  критику  думать  не надо,  резонерствующий  автор все уже объяснил, достаточно лишь извлечь нужные цитаты из столистового монблана.
     Имеется  и  второй,  еще  более  важный  фактор. Со времен позорной Крымской кампании прошло восемь лет, а это как раз тот срок,  когда  у побитой нации невиданно возрастает воинствующий патриотизм (подросло новое поколение,  которое  горько  жалеет, что  "опоздало  на войну", и полагает, что уж оно-то...). Очень хочется реванша, и напоминание, что после  Аустерлица  франзуцы все-таки были "отгвожжены", сладостно греет душу.
     Так или иначе, несчастье произошло, Толстой стал считаться образцом русской  литературы  ("Когда  б  вы  знали  из  какого сора...").   Но  значит  ли  это,  что  ложных  идолов  следует оставлять в покое и благодушно наблюдать их торжество? Если  бы господствующее  мнение  всегда  было  правильным, мы до сих пор жили бы на плоской Земле. Кто-то должен первым крикнуть правду. И  пускай  меня  после  этого называют глупым мальчиком, пусть, если угодно, сравнивают с Моськой  и  той  лягушкой,  что  вола превзошла -- все равно, истина дороже.
     ЛЮДИ! КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ!
 
                                                Святослав Логинов    

 

Категория: Байки от Ольги | Просмотров: 1642 | Добавил: OLGA
Всего комментариев: 4
4 работа  
0
хороший материал

3 dearrikah  
0
Спасибо за объяснение. Все гениальное просто.

2 Игорь  
0
Любопытный взгляд на вещи. М.б. спорный, но...
Хотя если открыть сегодняшние книжки... То граф - это все-таки классика!

1 Доберхаус  
0
Согласна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz